НА ГЛАВНУЮ
НА ГЛАВНУЮ О ПРОЕКТЕ КАРТА САЙТА + Добавить компанию Ваш район Алфавитный указатель Реклама на сайте О проекте

ТОРГОВЫЕ ЦЕНТРЫ:

   Стройбазы
   Строймаркеты
   Гипермаркеты

СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕМОНТ:

   Ворота и заборы
   Дома, бани, срубы
   Проектирование
   Промышленное стр-во
   Ремонт помещений
   Спецтехника

СТРОЙМАТЕРИАЛЫ:

   Бетон и цемент
   ДСП, ДВП, МДФ, фанера
   Изоляция
   Гипрок, OSB, СМЛ
   Камень, песок
   Кирпич и газобетон
   Крепеж
   Кровельные материалы
   Лаки и краски
   Металл и арматура
   Пиломатериалы
   Сухие смеси
   Cэндвич-панели
   Тротуарная плитка
   Фасад, сайдинг

ИНЖЕНЕРНЫЕ СИСТЕМЫ:

   Вентиляция и кондиц-ры
   Водоснабжение
   Канализация
   Отопление и камины
   Электрооборудование

ИНТЕРЬЕР:

   Окна, двери, потолки
   Всё для ванной комнаты

А ТАКЖЕ:

   Инструмент
   Ковка
   Ландшафт, сад, огород
   Садовая техника
   Архив новостей
   Архив статей
   Полезные ссылки

Дмитрий Александрович Хмелюк, генеральный директор ЗАО «Интегратор энергетического комплекса»
Дмитрий Александрович Хмелюк,
генеральный директор ЗАО «Интегратор энергетического комплекса»

ХОРОШО ТАМ, ГДЕ ОТ СЛОВ ПЕРЕШЛИ К ДЕЛУ

Не без влияния иностранных веяний в России последние 2 десятилетия начались реальные подвижки в сферах, далеко не традиционных для широкой русской натуры, - в экологии и энергосбережении. Население без энтузиазма встретило предложенный чиновниками рост тарифов и штрафов, призванных подстегнуть у него бережное отношение к различного рода ресурсам. А так как энергоемкость, энергоэффективность и энергосбережение немыслимы без учета, то можно предположить, что сегодня именно по количеству установленных счетчиков, к примеру, в сфере ЖКХ, и следует оценивать продуктивность деятельности администраций субъектов РФ по «прививке» населению бережного отношения к некогда неограниченным запасам воды, тепла, газа. Как обстоят дела непосредственно на поле борьбы за энергоэффективность, корреспондент журнала «Конкуренция и рынок» попытался выяснить в беседе с Дмитрием Александровичем Хмелюком, генеральным директором ЗАО «Интегратор Энергетического комплекса» холдинга «Теплоком».

— Дмитрий Александрович, тема энергоэффективности и энергосбережения в сфере ЖКХ сегодня, когда рост тарифов ощущается все сильнее, стала ли популярной в регионах России?

— Тема энергоэффективности зародилась в середине 2000-х годов. Тогда же появились первые федеральные законы и подзаконные акты на уровне Министерств энергетики и регионального развития, затем объединенные в единую позицию законодателя, выраженную в Федеральном законе №261 2009 г. «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». Этот закон по-прежнему остается документом, который определяет политику Правительства РФ в сфере энергоэффективности со всеми доработками, которые в него ежегодно вносятся. В дополнение к нему выпущены целевые федеральные программы Фонда содействия реформированию ЖКХ, другие документы, среди которых– распоряжение Правительства №1223-р от 15.07.2013, выделившее субъектам РФ дополнительно денежные средства в объеме 5,678 млрд руб.на повышение энергоэффективности и реализацию региональных программ в области энергосбережения.

— Есть мнение, основным выразителем которого является председатель Комитета по энергетике Госдумы Иван Грачёв, что Закон «Об энергосбережении» не будет исполнен в срок и требует серьезных доработок.

— В 261-м законе заложено достаточно много мероприятий. Это не только установка узлов учета электричества, тепла, воды, привязанная к сроку 1 июля 2013 г., но и газоснабжения с льготным периодом до начала 2015 г. В нем также прописаны основные принципы повышения энергоэффективности в регионах, без конкретных параметров, но с указанием того, что должны быть введены комплексные программы по водоснабжению, водоотведению, теплоэнергетике. То есть закон задает отправные точки и функцию свою выполняет.

В развитие требований закона существуют программы: правительственные, фонда содействия реформированию ЖКХ, разовые субсидии Минэнерго в отношении регионов, которые правильно оформляют заявки на энергоэффективные мероприятия, и собственно региональные программы. Мы видим и выделение денежных средств в рамках этих программ, в частности, в Татарстане, Удмуртии, Башкортостане, Самарской и Мурманской областях. Эти субъекты Федерации осваивают и субсидии Правительства РФ. Но в целом эта работа охватывает 25–28 регионов Российской Федерации. У всех остальных отставание очень существенное.

— С чем связано это отставание в субъектах РФ в реализации энергоэффективных программ?

— Здесь имеют значение множество факторов, среди которых и личная позиция губернаторов, ответственных за показатели инвестиций в регионы, за рост инфляции, за рост или падение промышленного производства, средней заработной платы, долговых обязательств бюджета, профицита и дефицита. Это конкретные пять показателей, которые включены в систему оценки глав регионов. Некоторые из них подзаконными актами проведены как инструмент мотивации должностных лиц, в частности, за удовлетворительное или неудовлетворительное управление долговыми обязательствами регионов. В связи с этим губернаторы сегодня озабочены в первую очередь снижением долгов. Это, с одной стороны, бьет по инвестиционным программам, потому что в таком случае регион занимать деньги перестает, с другой стороны – это очередной «мотиватор» для того, чтобы губернатор озаботился развитием инвестиционных программ, но не за счет субъекта Федерации.

«Теплоком» на рынке отличается от похожих компаний тем, что имеет программы софинансирования, когда мы привлекаем инвестиции банковской сферы, кредиты, частично собственные средства для реализации в регионах взаимовыгодных окупаемых программ. Для нас это очень интересно, мы следим за изменениями Федерального законодательства и инфраструктурно готовы участвовать в процессах реформирования сферы ЖКХ, модернизации и реконструкции.

— Считаете ли Вы, Дмитрий Александрович, что на реализацию программ энергоэффективности в регионах влияет личное отношение губернаторов к этому вопросу?

— Встречаясь с губернаторами и вице-губернаторами, мы видим очень разный подход к вопросам энергоэффективности. Где-то это вопросы первого плана и приоритета. Где-то — второстепенные. Часто это зависит и от личности губернатора, и от той команды, которая у него сформирована, и от опыта региона. Если приходит новый губернатор, а программы уже функционируют, он не может их не развивать. Другая ситуация, если энергосбережением никто не занимался: начинать всегда сложно.

Второе, что влияет на успешность региона в решении задач энергоэффективности, это наличие рабочей команды. Зачастую в регионе нет единой структуры, которая несет ответственность за эти вопросы. Естественно, наличие рабочей команды, которая занимается этим, наверное, наиболее важным вопросом в области инвестирования в экономику региона, очень существенно. Мы видим, что в регионах, которые в этой области в большей степени себя проявили и в части освоения федеральных субсидий, и в части результатов работы по повышению энергоэффективности, успешны те, которые имеют специализированные центры энергоэффективности, принадлежащие Администрации субъекта Федерации. Там есть департаменты повышения энергоэффективности, адресные программы, региональные субсидии, инвестиционные проекты в этой области. В общем, хорошо там, где от слов перешли к делу.

В этом отношении образцово работают Татарстан, Краснодарский край и Самарская область. Что касается Москвы и Санкт-Петербурга, то эти регионы давно занимаются программами по повышению энергоэффективности, поскольку при отсутствии внимания к этим вопросам потери в городском хозяйстве слишком масштабны. Основной интеллектуальный и инвестиционный потенциал в этой сфере сосредоточен в этих городах, поэтому работа, которая в них ведется, является образцом для других регионов.

— Какое значение имеют УК в сфере решения государственных задач по повышению энергоэффективности?

— Сегодня в России существует институт УК для решения задач ЖКХ. Они управляют обслуживанием многоквартирных домов. Счета за энергоресурсы РСО выставляют именно УК. В случае если функция расчетного центра не централизована (а это для российских регионов скорее правило, чем исключение), УК являются получателями средств с населения и перераспределяют их поставщикам ресурсов. УК являются и получателями региональных бюджетных городских субсидий, которые тратят на нужды собственников жилья.— Не очень-то собственники им доверяют… От способности УК перераспределять деньги начинают роптать уже и РСО.

На словах не доверяют, но по факту «терпят». УК– это такая составляющая современной индустрии ЖКХ, которая, с одной стороны, находится под постоянным давлением, поскольку все, что касается жалоб граждан, неудовлетворительного обеспечения энергоресурсами, состояния жилого фонда, как правило, бьет сначала по ним. С другой стороны, часто УК используют ресурсы и в свою пользу, задерживая платежи или распределяя по своему усмотрению денежные средства граждан.

Так, например, некоторые УК утверждают, что программных комплексов для управления жилым фондом они себе позволить не могут, при этом объективно существует насущная необходимость в их функционировании. Искусственно сдерживая принятие решений по расчетам, УК заставляют учитывать свои интересы в распределении капиталов расчетных кассовых центров.

УК — это образец капиталистической формы управления, когда отдельная компания, ООО или АО, получает функции управления домом на основании одноразово принятого собственниками решения. В таком случае участие собственников жилья в управлении своим МКД минимальное.

— УК являются заказчиками мероприятий по повышению энергоэффективности?

Могут, но в случае с УК существует ограничение при вступлении в экономические отношения. Нужно понимать, что УК — это обычно компания с нестабильным финансовым положением. Мы знаем одного-двух «монстров», которые занимаются управлением жилым фондом, таких как ЗАО «Сити-Сервис», «Коммунальный стандарт». Это серьезный бизнес, построенный по западным аналогам. Но, как правило, УК — это некая структура без серьезных активов, и в случае ее недобросовестности она может свернуть свою работу за один-два дня и исчезнуть.

Прежде чем вступить с ними в договорные отношения, мы очень скрупулезно оцениваем и финансовое состояние, и перспективы УК. У нас есть несколько договоров, в частности с ООО «Департамент ЖКХ» Самарской области. Это крупная, серьезная и стабильная компания, которая управляет 2 районами города.

Нам хотелось бы, чтобы тех проблем, которые есть в жизни УК и на которые они не могут повлиять, было поменьше, тогда и работать с ними будет гораздо интереснее.

— Они могут решить проблему сбора голосов граждан при решении задач повышения энергоэффективности, а также аккумулированию средств, затраченных на это?

— Главная трудность в партнерстве с УК коммерческих организаций — большая дебиторская задолженность. В силу рыночной и законодательной ситуации мы являемся получателем платежей так называемой четвертой очереди.

В первую очередь УК должна переводить деньги, собранные с населения, поставщикам энергоресурсов — теплоснабжающим компаниям, водоканалам, поставщикам электроэнергетики и газоснабжения. Естественно, собираемость платежей далека от 100%. В этой ситуации растет долг УК перед РСО, и они вынуждены часть денежных средств, собранных с собственников по другим направлениям, перераспределять на оплату энергоресурсов. Вторая очередь — это функции поддержания жизнедеятельности в управляемых домах: если УК перестанут убирать подъезды, собирать мусор, это будет всем заметно и быстро наказуемо. Третья очередь платежей — заработная плата, налоги — все это обязательные платежи, связанные непосредственно с бизнесом УК. В этом ряду мы четвертые.

— Мы видим, как РСО продвигают заключение индивидуальных договоров с домовладельцами. Можно ли в законодательном порядке потребовать целевой оплаты определенной графы в квитанции? Если домовладелец заплатил за узел учета – пусть УК переведет эти средства подрядчику.

— Мы, безусловно, имеем право потребовать целевой оплаты. Но мы не видим в режиме «онлайн», сколько УК собрали денег с жильцов. Одним из 5 целевых продуктов ИЭК является направление автоматизированных систем коммерческого учета и диспетчеризации. Мы готовы вступать в отношения с УК только в том случае, если существует доступ к информации о платежах, допустим, к расчетно-кассовому центру области, города, либо созданному нашей компанией. Такой опыт у нас есть в некоторых регионах.

Сейчас на уровне Минрегиона, Министерства строительства и ЖКХ, профильного Комитета Госдумы по жилищному строительству и ЖКХ обсуждаются варианты контроля над УК или реструктуризации этого института. Все чаще говорят о необходимом лицензировании УК, причем вариант СРО — объединения профессионалов рынка и добровольного лицензирования — изначально считается «мертвым», поскольку в таком случае есть опасность, что эти лицензии будут покупаться, как это зачастую происходит в строительной и проектировочной сферах. Рассматривают лицензирование УК со стороны муниципалитетов, которые при этом должны обладать достаточными инструментами контроля, чтобы влиять на исполнение УК своих обязательств. Мне кажется, это самый перспективный путь.

Беседовала Наталья Федорова

   ДРУГИЕ СТАТЬИ КОМПАНИИ:

Все статьи   
Энергосбережение на предприятии. О реализации мероприятий по энергосбережению в системе ЖКХ сегодня говорят очень много: установка узлов учета энергоресурсов, регулирование их потребления — вот с чего начинается энергосбережение в наших домах. читать далее »»»»
АКЦИИ / НОВОСТИ:
Распродажи
в компании
«АрхЛес»
(26.7.2018) Акции и распродажи в компании «АрхЛес»:
евровагонка разных сортов, блок-хаус, имитация бруса, брусок сухой строганный, строительные гвозди, антисептик. подробно »»»»
Специальная
цена
(25.7.2018) В «ТОП ХАУС» спецпредложения на металлочерепицу, сайдинг, кирпич, газобетон, теплоизоляцию, утеплители, гибкую черепицу, водостоки, дымоходы, ворота и многое другое. подробно »»»»
Выгодно:
газобетон,
цемент,
смеси
(24.7.2018) Выгодные специальные предложения от «СтройГарант» на рубероид, газобетон, цементно-песчаную смесь, фанеру, кирпич, «Плитонит», кровельный лист, дренажную трубу и многое другое. подробно »»»»
Специальная
цена
(9.6.2018) В «ТОП ХАУС» спецпредложения на металлочерепицу, сайдинг, кирпич, газобетон, теплоизоляцию, утеплители, гибкую черепицу, водостоки, дымоходы, ворота и многое другое. подробно »»»»
Выгодно:
газобетон,
цемент,
смеси
(8.6.2018) Выгодные специальные предложения от «СтройГарант» на рубероид, газобетон, цементно-песчаную смесь, фанеру, кирпич, «Плитонит», кровельный лист, дренажную трубу и многое другое. подробно »»»»
НОВЫЕ СТАТЬИ:
Сушка
древесины
Сухая древесина обладает высокой прочностью, меньше коробится, не подвержена загниванию, легко склеивается, лучше отделывается, более долговечна. читать далее »»»»
Классифи-
кация
древесины
по стойкости
к гниению
По стойкости к гниению породы древесины подразделяют на 4 класса: стойкие, среднестойкие, малостойкие и нестойкие. Классификация ведется как по заболони, так и по ядру. читать далее »»»»
Наверх Вас нет в Строительной Информационной Базе? Заполните заявку! Наверх

© «СтройИнфоБаза», дизайн, текст, 2011

Строительная Информационная База — СПб и ЛО